Глава 17. СПОСОБНОСТИ (А.В. Петровский) - 3. Талант, его происхождение и структура

Содержание материала

 

3. Талант, его происхождение и структура

Общественно-историческая природа таланта. Высшую ступень развития способностей называют и структура талантом. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоя­тельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую дея­тельность.

Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. В конечном счете творческие достижения зависят от общественно-исторических условий существования людей.

Нельзя ставить знак равенства между талантом как потен­циальной возможностью создания значительных ценностей в нау­ке, искусстве и социальной жизни и реализацией этих возмож­ностей в продуктах материальной и духовной культуры общества. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особен­ностей конкретных задач, которые стоят перед государством. В период войн бурно развиваются полководческие таланты, в мирное время - инженерные, конструкторские и т.д.

Структура таланта. Талант - это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Об этом, в частности, свидетельствуют обследования людей, обладавших феноменальной памятью. Между тем, именно в памяти, ее прочности и емкости многие готовы видеть эквивалент таланта. С середины 20-х до конца 50-х годов группа московских психологов проводила эксперименты с уже упомянутым испытуемым С.Ш. (см. гл. 6), обладавшим феноменальной памятью. Удивительные мнемиче-ские способности С.Ш. не вызывали ни у кого сомнений. Однако они не нашли в конечном счете никакого применения (кроме демонстрирования на эстраде). В созидательной деятельности человека память - это лишь один из факторов, от которого зависят успешность и продуктивность творчества. Не в меньшей степени они зависят от гибкости ума, наличия богатой фантазии, сильной воли, глубоких интересов и других психологических качеств. С.Ш. не развил у себя других спосбностей, кроме способности запоминать, и поэтому не достиг успехов в твор­честве, которые соответствовали бы его удивительному даро­ванию.

Конечно, хорошо развитая память — важная способность, отвечающая требованиям многих видов деятельности. Число замечательных писателей, художников, композиторов, политиче­ских деятелей, обладавших редкой памятью, весьма велико: А.С. Пушкин, А.Н. Толстой, И.И. Левитан, Н.Н. Ге, СВ. Рахма­нинов, М.А. Балакирев, А.В. Суворов, Г. Доре, В. Моцарт и др. Но можно назвать во много раз большее число людей не менее известных и талантливых, которые не обладали сколько-нибудь выдающейся памятью. Самых обычных объемов и прочности памяти достаточно для того, чтобы творчески, успешно и ориги­нально (т.е. талантливо) выполнять какую-нибудь общественно полезную деятельность.

Итак, талант настолько сложное сочетание психических ка­честв личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью, пусть это даже будет такая ценная способность, как высокая продуктивность памяти. Скорее, наоборот, отсутствие или, точнее, слабое развитие какой-либо даже важной способности, как об этом свидетельствуют психоло­гические исследования, может быть с успехом Компенсировано интенсивным развитием других способностей, входящих в слож­ный ансамбль качеств таланта.

Структура таланта определяется в конечном счете характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность (политическая, научная, художественная, производственная, спор­тивная, военная и т.д.). Поэтому составляющие талант способ­ности будут далеко не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого композитора и талантливого авиакон­структора.

Как известно, психологический анализ выделяет в способно­стях более общие и более специальные качества. Психологи­ческий анализ таланта, в свою очередь, позволяет выделить общие структуры способностей. Они выступают как наиболее харак­терные группировки психических качеств, обеспечивающие воз­можность осуществления на самом высоком уровне многих видов деятельности. Этот анализ был осуществлен при изучении детей с ярко выраженной одаренностью к различным видам умственной деятельности. (Понятие «одаренность» употребляется здесь как тождественное понятию «талант», но более удобное именно для характеристики детей. Деятельность ребенка, принимая во внима­ние его возраст, отличается весьма относительной успешностью, самостоятельностью, оригинальностью.) Среди таких детей был и ученик V класса Саша К., который в возрасте семи лет поступил в IV класс, где не только блестяще учился, но создал своего рода труд, содержащий систематическое описание птиц, живущих в СССР; в работе было 314 страниц и огромное количество рисунков (исследования Н.С. Лептеса).

В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в сово­купности образуют структуру умственной одаренности. Первая особенность личности, которая может быть выделена таким обра­зом, — это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. На уроке ученик не отвлекается, ничего не пропускает, постоянно готов к ответу. Он отдает себя целиком тому, что его заинтересовало. Вторая особенность личности высо­коодаренного ребенка, неразрывно связанная с первой, заключа­ется в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслитель­ных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной дея­тельности.

Указанные способности, которые в целом образуют структуру умственной одаренности, по свидетельству многочисленных пси­хологических наблюдений над одаренными детьми, проявляются у подавляющего большинства таких ребят и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдельности. Если же говорить о специфических различиях в ода­ренности, то они обнаруживаются главным образом в направлен­ности интересов. Один ребенок после какого-либо периода иска­ний останавливается на математике, другой — вд биологии, третий увлекается художественно-литературным творчеством, чет­вертый — историей и археологией и т.п. Дальнейшее развитие способностей каждого из этих детей происходит в конкретной деятельности, которая не может осуществляться без наличия дан­ных способностей.

Поэтому структура специальной одаренности включает ансамбль приведенных выше качеств личности и дополняется рядом спо­собностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности. Так, установлено, что математическая одаренность характери­зуется наличием специфических способностей, среди которых могут быть выделены следующие: формализованное восприятие математического материала, которое принимает характер быстрого схватьшания условий данной задачи и выражения их формальной структуры (при этом конкретное содержание задачи как бы выпа­дает и остаются голые математические соотношения, своего рода очищенный от всех конкретных значений «скелет»); способности к выявлению сути задачи; к обобщению математических объектов, отношений и действий - нахождение за различными частными деталями общих принципов; способность к свертыванию система­тических рассуждений и действий, когда вся многозначная струк­тура рассуждения при решении задачи заменяется конкретным указанием на последовательность математических действий (ис­следования В.А. Крутецкого).

Талант и мастерство. Талант в совокупности его общих и спе­циальных качеств — это, как было сказано, не более чем возмож­ность творческих успехов, это лишь предпосылка мастерства, но далеко еще не само мастерство. Для того, чтобы стать мастером (т.е. добиться совершенства в осуществлении конкретной деятель­ности — профессии педагога, врача, монтажника, летчика, писате­ля, гимнаста, шахматиста и т.п.), надо много трудиться. Талант не освобождает от труда, а предполагает большой, творческий, на­пряженный труд. Люди, чья талантливость в глазах всего челове­чества была бесспорной, всегда — без исключения - титаны труда. Только благодаря труду они могли достигнуть высочайшего уровня мастерства, всемирной известности.

В процессе труда накапливается жизненный опыт, необходи­мый комплекс умений и навыков, без которого никакое твор­чество невозможно.

В процессе творческой деятельности важную роль играют моменты особого подъема сил, психическое состояние вдохновения.

Оно издавна считается неотделимой принадлежностью таланта. Нет никаких оснований противопоставлять вдохновение в твор­ческой деятельности труду, составляющему его основу. Вдохно­вение — это не наитие, не откровение, а момент в творчестве, возможный только в том случае, если он подготовлен трудом. Вдохновение предполагает колоссальную сосредоточенность вни­мания, мобилизацию памяти, воображения и мышления на реше­нии какой-то капитальной проблемы в научном, художественном или техническом творчестве.

Если талант - это возможность, то мастерство - это воз­можность, ставшая действительностью. Подлинное мастерство - это проявление талантливости человека в деятельности. Мастер­ство раскрывается не только в сумме соответствующих готовых умений и навыков, но и в психической готовности к квали­фицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи. Справедливо говорят: «Мастерство - это когда что и как приходят одновременно», тем самым подчеркивая, что мастерство устраняет разрыв между осознанием существа творческой задачи и нахожде­нием способов ее решения.